Milavitsa — сеть фирменных магазинов

Журнал «Милавица»

Сказка о потерянном времени
Версия для печати

Сказка о потерянном времени

Как «ускорить» медлительного ребенка

Мама пятилетнего Андрюши жалуется: «Утром его не добудишься, к завтраку не дождешься, застегнуться на три пуговицы — и то не в состоянии! Торопишь его, торопишь, говоришь, что опаздываешь на работу, а он как назло чуть шевелится!» Медлительные дети и в  самом деле осложняют жизнь взрослых... При этом больше всех страдают сами «копуши»: на них то и дело кричат, раздражаются родители, другие дети неохотно принимают их в игры. Когда и как нужно помогать медлительным детям, чтобы они не попали в число
отстающих в школе и не вошли в контингент страдающих неврозами?

— Темперамент — это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно, — говорит психолог Минского городского клинического детского психо-неврологического диспансера Ольга Соложкина. — Еще в дошкольном возрасте флегматики проявляют себя как малоподвижные малыши с вялой речью и невыразительной мимикой. Их эмоции, взгляды очень устойчивы — они часами могут играть с одной игрушкой, слушать одну и ту же сказку на ночь... Родителям, воспитывающим ребенка флегматика, очень важно научиться не раздражаться на его медлительность, а, напротив, помогать ему эту медлительность преодолевать, помогать организовывать его временное пространство таким образом, чтобы ребенок не попадал в ситуацию цейтнота, когда он уже не в состоянии что-нибудь контролировать. Не думайте, что вашему ребенку не повезло с темпераментом! Рассудительные флегматики проявляют недюжинную выдержку там, где другие опускают руки. Они очень стрессоустойчивы, всегда выполняют взятые на себя обязательства. Начальство ценит их за исполнительность и умение доводить дело до конца. Малоэмоциональные дети флегматики покоряют взрослых своей рассудительностью. В детской среде эти качества не являются достоинством, речь о лидерстве в школьном классе не идет.

Как борются с медлительностью в садике, школе, дома? Торопят, подгоняют, ставят в пример подвижных... Но, во-первых, при низкой подвижности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности — тут возникают качественные отличия в работе мозга, а значит, и в ходе обучения. Во-вторых, торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно (т.е. ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опасность невротизации. Эти дети живут в своем ритме и совершенно искренне не понимают, куда несется весь остальной свет. Медлительный ребенок, по сути, может все, что может подвижный, но дается это ему ценой больших усилий. Поэтому не жалейте времени на занятия с таким ребенком — это облегчит приспособление к требованиям социальной среды.

Играем

Любое трудное действие для дошкольника можно превратить в игру. Кто быстрее наденет колготки, зашнурует ботинки? Соревнуясь, малыш учится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Эти же качества развивают занятия подвижными видами спорта: бегом, плаванием, ездой на велосипеде, а также участие в эстафетах... Медлительным детям хорошо помогает игровая гимнастика, когда ребята повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки, прыжки и т.д. Ведущий задает разные условия: одно движение, например хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше. Потом ведущий объявляет «замену»: если он приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает — присесть. Играя во «Все наоборот», взрослый показывает движения и дает словесные команды: «Быстрей! Медленней! Тише! Громче!» Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав «Быстрей» — дети должны замедлить темп, «Медленней» — напротив, ускорить его, «Тише!» — хлопать и топать как можно громче, «Громче!» — хлопать и топать как можно тише. Таким образом дети тренируют запаздывательное торможение.

Включаем таймер

Медлительный ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Сидя за уроками, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачку. Имеет смысл заранее договориться с ним о времени: «давай я поставлю таймер на десять минут, а ты попробуешь решить этот пример до того, как он сработает»

Готовимся заранее

Флегматик любит повторять одно и то же — и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый. Есть смысл в том, чтобы знакомить его со школьной программой заранее и в спокойном темпе. «Обгонять школу» можно и на летних каникулах, и в выходные дни. Если этого не делать, то у медлительного ребенка будут накапливаться пробелы в знаниях, которые дети получают в классе.

Добавить комментарий